История выставок. Часть первая.
Возникновение выставок. Ярмарки Средневековья
Выставки, особенно международные – это зеркало экономики, индикатор того, насколько активно в странах развита промышленность и насколько продвинулся вперед глобальный рынок. Сейчас мы видим выставочную деятельность на форумах, конференциях и в выставочных центрах, но как же обстояли дела в самом начале истории? Давайте узнаем!
Точную дату зарождения выставок установить сложно. Многие думают, что они появились в XIX веке в эпоху промышленного прогресса, однако впервые подобие выставок мир увидел еще в далеком Средневековье.
Ориентировочно в XII веке в Европе наблюдался расцвет ярмарок – мастера различных ремесел, фермеры, купцы и все, кто мог что-то предложить на продажу, собирались на открытом пространстве и устраивали временный рынок. Конечно, главной целью ярмарок являлся обмен товаров и услуг на деньги, однако с развитием мероприятий появились и первые признаки выставочной деятельности. Мастера выставляли свои лучшие работы не для продажи, а в качестве демонстрации своих умений, а фермеры точно так же презентовали на всеобщее внимание свои сельскохозяйственные достижения. На ярмарках были и развлечения, и угощения – люди стали воспринимать мероприятия не только как возможность купить товары, но и хорошо провести время, и узнать что-то новое.
Примерно в это же время или даже чуть раньше ярмарочная деятельность развернулась и на Руси, и на Востоке. Ярмарки стали одним из двигателей международных отношений – купцы для расширения продаж отправлялись в далекие страны приобретать диковинки, затем презентуя их на крупных народных сходах. Конечно, особо редкие и интересные товары так просто не продавали, а выставляли напоказ в ожидании особо щедрого покупателя.
С развитием времени ярмарки стали не только универсальными, но и отраслевыми – в отдельных городах проходили мероприятия, на которых выставлялись товары определенной сферы. Выставочная деятельность на ярмарках точно так же стала более узкоспециализированной. Тогда же стала появляться и первая реклама – так как население было по большей части неграмотным, рекламировали на ярмарках в устной форме.
С тех пор и до нашего времени произошло еще очень-очень много интересного, однако обратите внимание, как залог успеха средневековой ярмарки сквозь года остается актуален и сегодня! Чтобы мероприятие посетило максимальное количество участников, следует сочетать друг с другом несколько форм деятельности:
Торговля на ярмарке/рынке/маркете/свопе - чтобы продавцы получили прибыль, а покупатели новые товары и услуги;
Выставка – для рекламы компаний и для просвещения посетителей;
Кейтеринг – чтобы все участники оставались бодрыми и энергичными на протяжении долгого времени;
Развлечения – для того, чтобы мероприятие заинтересовало максимальное количество людей.
Средневековые ярмарки интенсивно развивались, пока не пришло время мощнейшего в истории технологического процесса, давшего толчок экономике и породившего первые официальные выставки в мире. Но это уже совсем другая история...
Мы продолжим цикл статей об истории выставочной деятельности совсем скоро, не пропустите!