Световая инсталляция: где искусство сплетается с дизайном
Световая инсталляция кажется нам исключительно современным явлением, однако корни ее уходят в Средневековье, когда в католических соборах использовались витражи. Со временем появлялись новые варианты использования света не только в практических, но и эстетических целях – цветные гирлянды, разноплановые прожекторы и т.д. На рубеже XX и XXI веков художники и дизайнеры обладали огромным количеством новых оптических возможностей, поэтому появление световых инсталляций не заставило себя ждать. Концептуальное искусство находится сейчас на пике популярности, поэтому световая инсталляция имеет множество классификаций:
1. Монохромные и разноцветные
2. Проецирующие и светящиеся
3. Плоские и объемные
4. Интерактивные (с возможностью взаимодействия) и автономные (выставочный арт-объект)
Световая инсталляция является видом искусства, однако есть ряд причин, по которым данный вид необходимо считать и видом дизайна окружающей среды:
1. Для инсталляции важны технологические возможности, что является дизайнерской утилитарной задачей.
2. Если инсталляция представлена не как арт-объект, а как часть городской среды, она должна органично вписываться в ландшафт. Адаптация объекта в визуальном окружении человека – опять же вотчина дизайнера.
3. Световая инсталляция, помещенная в окружающую среду, должна быть функциональной, удобной для восприятия людьми, что относится к первостепенным дизайнерским задачам.
Световая инсталляция занимает важное место в сфере выставочного дизайна. Выставочные пространства – своеобразная монументальная «витрина» брендов, где необходимо реализовать самые яркие и креативные решения. Световые объекты оживляют любую композицию и зачастую становятся главным акцентом.